Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





11.5.2024
На сайте размещена биографическая страничка лесовода Александра Федоровича Линдеса, учившегося в Реальном училище К.Мая в 1895-1899 гг.
11.5.2024
На сайте размещена биографическая страничка участника Великой Отечественной войны, лейтенанта интендантской службы Николая Андреевича Мутилова, учившегося в нашей школе в 1920-1922 гг.
11.5.2024
На сайте размещена биографическая страничка коллежского асессора, барона Андрея Вильгельмовича Аккурти фон Кенигсфельса, учившегося в гимназии К.Мая в 1896-1901 гг.
27.4.2024
На сайте размещена биографическая страничка пианистки, педагога Галины Дмитриевны Павловой-Сильванской, учившейся в нашей школе в 1929-1937 гг.




Золотарев Сергей Алексеевич


Сергей Алексеевич Золотарев

01.08.1872—1941?

педагог, историк литературы, краевед

репрессирован, погиб в лагерях

в начале 1900-х годов преподавал в школе К.Мая философскую пропедевтику

Сергей Алексеевич родился 13 августа 1872 года в семье рыбиноского кладбищенского священника Алексея Алексеевича Золотарёва, впоследствии протоиерея Спасо-Преображенского собора. Сергей был старшим сыном в большой семье священнослужителя. Вместе с ним в семье росли младшие братья: Николай (1877—1915), в будущем известный журналист, заведующий Тургеневской библиотекой в Париже, Алексей (1879—1950), литературный критик, публицист, общественный деятель и Давида (1885—1935), религиозный философ , антрополог и этнограф. Среднее образование Сергей получил в Рыбинской мужской классической гимназии, высшее – на Историко-филологическом факультете Московского университета (1895) .
Свою педагогическую деятельность Сергей Алексеевич начал в качестве домашнего учителя у графа Палена в 1895—1896 годах. Позднее два года преподавал литературу в Прибалтийской учительской семинарии в Гольдингене, затем с 1899 года в частном коммерческом училище Н. Миронова в Риге. За руководство движением студентов во время революции 1905 года выслан из Прибалтики. С 1906 года жил в Санкт-Петербурге, где читал лекции в народном университете, председательствовал в Петербургском педагогическом обществе. В начале XX века написал ряд книг по вопросам теории и практики развития школы, истории педагогики, методике преподавания русского языка и литературы. На это же время приходится и работа С.А. Золотарева в школе К.Мая, где он преподавал философскую пропедевтику. Можно еще раз обратить внимание на высокий уровень подбора педагогов в школе К.Мая и традиционное поощрение свободомыслия и демократии. Во многом идеи Сергея Алексеевича о путях развития школы и педагогики в целом были созвучны основным принципам, провозглашенным основателем гимназии К.Маем.
Как председатель не одобренного властями Педагогического съезда им. К. Д. Ушинского в 1914 году талантливый педагог был уволен из системы без права работать в системе Министерства просвещения.
В одной из анкет Сергей Алексеевич писал о себе: «С 1906 до 1917 г. я появлялся в Рыбинске, Ярославле, Вологде в качестве организатора учительского союза на собраниях более или менее конспирированных. Открыто выступал на учительских курсах в качестве лектора в Саратове, Ветлуге и других городах».
После Октябрьской революции организовывал и проводил учительские съезды, был постоянным корреспондентом педагогических журналов «Трудовая школа» и «Семья и школа», преподавал литературу в Ленинградском университете (1921—1926, профессор), Академии художеств, высших военных заведениях. Отстаивал идею кооперативной школы. Был одним из организаторов рыбинского землячества, семейно-педагогического кружка (1904—1918), Рыбинского научного общества, участвовал в рыбинских краеведческих съездах.
Будущее России С.А. Золотарев связывал со школой. Часть ответов на поистине вековой вопрос — какой быть школе — можно найти в его педагогических произведениях: «Очерки но истории педагогики на Западе и в России» (изданы в 1910 и 1922 гг.), «Четыре смены молодежи» (1926 г.). «Действительно свободная школа, — писал он, — должна быть такой школой, где свобода преподавателя и свобода детей направлены к созиданию и упрочению таких общественных форм, при которых личная свобода получила бы все более и более возможности для се проявления». Далее Сергей Алексеевич делает вывод о великой важности общественно-педагогической постановки школьного дела, о социально-воспитательной роли личности учителя, который имеет право обучения и воспитания только на основе общественных принципов.
Другими словами, все, кто учит, и все, чему учат в школе, есть создание предыдущих коллективных усилий общества и основа его будущего. Учитель должен признать долговые обязательства перед прошлым и будущим и в меру их понимания строить свою практическую деятельность, «способствуя увеличению света, тепла и простора для жизни. Это воздействие, планомерно и целесообразно направленное, и есть воспитание».
В 1936 году С.А. Золотарев был арестован по необоснованному обвинению. В марте 1937 года был осуждён спецколлегией Ленинградского областного суда по статье 58, пункт 10, часть 1 (антисоветская агитация). Погиб в лагерях — дата (по одним данным — 1941, по другим — 1943 год) и место гибели точно не установлены. Реабилитирован в феврале 1990 года.
Благодарим Ю.А. Чубукову за прекрасную статью, опубликованную на сайте краеведения Ярославской области http://demetra.yar.ru/oblast/rybinskiy/persons/zolotarev_sa/ Наша информация во многом основана на упомянутой работе.

Основные работы:
Голос семьи о школе: (Выводы из ответов на вопросы, предложенных родителям учащихся педагогического отделения Русского литературного кружка в г. Риге). — Рига: Типо-литография В. П. Матвеева, 1900. — 60 с.

О преподавании родного языка и литературы. — М., 1909.

Теория словесности, иллюстрированная снимками с произведений архитектуры, скульптуры и живописи. — СПб. — Киев, 1911.

Очерки по истории педагогики на Западе и в России. — СПб., 1910; изд. 2 — Вологда, 1922.

Очерки по истории русской литературы. — СПб., 1912. (о Ф. И. Тютчеве, А. К. Толстом, А. А. Фете, А. Н. Майковом, Я. П. Полонском, Ф. М. Достоевским, Л. Н. Толстом)

Синхростическая диаграмма по истории русской литературы и историко-литературная карта России (1661—1904 гг.). — Пг., 1916.
Литература:
Астафьев А. В., Астафьева Н. А. Братья Золотаревы // Писатели Ярославского края — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1974. — С. 204-205, 213-214. — 248 с. — 5000 э
При написании статьи были использованы материалы сайта:

http://demetra.yar.ru/oblast/rybinskiy/persons/zolotarev_sa/

Википедия

Информационную страницу сайта подготовил М.Т. Валиев.

Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск педагогов школы





12.05
День Рождения музея истории школы К.Мая
12.05
День рождения Владыки Михаила Мудьюгина
18.05
День рождения Майских жуков
09.06
День рождения выпускника нашей школы, дейст. чл. АН СССР Н.П.Горбунова



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей